Немного исторической неразберихи,
или
Ноосфера в процессе эволюции.

1996.


Из введения.


Мир, как мы его знали, подходит к концу.
Мир, как мы его знали. И - Бог с ним!
За последнюю тысячу лет мы постигли так много печальных наук –
Настало время заняться чем-то другим!

Борис Гребенщиков


    Доминанта материальности порождает болезненную ограниченность сознания, при которой в нём почти нет места эстетике и нравственности. Философия атеистической эйфории, основанная на утверждении моногеничности разума, закономерно привела к неприятию истинных духовных ценностей.
    Сегодня человечество вновь, но уже научно, обращается к поику причин своего существования. Множество фактов, неопровержимо доказывающих наличие парапсихологических явлений, неминуемо должно привести к пересмотру основных концепций физики, биологии, медицины. В очередной раз количество знаний должно перейти в качество и привести к значительным переменам.
    В моей работе я предполагаю прежде всего проявить проблему культуры сознания, как структурно-динамического (самоорганизующегося) информационного объекта. Также, я попытаюсь, с опорой на литературу, поднять вопрос о нарушении нооэкологического баланса в целом. Всвязи с этим я ввожу(?) термин нооэкология, подразумевая под ним направление мысли, изучающее условия гармоничного, естественного существования разума и его носителей в окружающих средах. Мысль и сознание, напомню, рассматриваются мной как реально существующие ноологические объекты, формы ноологической жизни. В заключение, я, за рядом авторов, планирую показать, что единственный способ минимизации нарастающей энтропии «коллективного» разума заключается в посильном расширении каждого сознания.
    Новый этап эволюции заключается в ноологической идиоадаптации человечества в пространствах мысли – в ноосфере. Период массовой перефокусировки индивидуальных сознаний с трёхмерных реалий на мысли, как таковые, т. е. на информацию, в ноосфере уже содержащуюся, рассматривается как историческая граница между неосознанной бионоологической эволюцией и осознанной ноологической эволюцией человечества, как ноологический ароморфоз.


Ступени восхождения разума.

1. Ноосфера – «интеграл» биосферы.

Допустимо ли видеть лишь одну сущность из всего сущего?
Допустимо ли отделить малую крупицу от Великого Целого?
Только безумие определит себе границы.

Беспредельность, XIX.

    Биосфера Земли существует свыше 3,5 млрд. лет. {Время существования антропогенной мысли – 5 миллионов лет. На фоне периода такой продолжительности возникновение направленной мысли видится внезапным.}* Но так ли неожиданна эта революция в биосфере? Напротив – закономерна. Число инстинктов, генетически накопляемых видом в процессе эволюции, имеет рациональный предел, за которым дальнейшее наращивание их количества становится невозможным. Если же, для дальнейшей адаптации вида к среде требуется большая поведенческая определённость (сложность) индивидуумов, нежели может обеспечить сумма максимально возможного количества инстинктов, то, либо этот вид, со временем, вымирает, либо он окончательно занимает строго определённую экологическую нишу, но на этом вся его последующая эволюция сводится к её удержанию, либо, при наличии некоторых благоприятных для этого условий, у некоторого процента особей возникает универсальный поведенческий анализатор – разум, который начинает регулировать их взаимоотношения и отношения их с окружающей средой, постепенно вытесняя инстинкты и совершенствуясь в мощности. Так, к примеру, вместо того, чтобы инстинктивно использовать расколотый камень, как орудие труда, австралопитек научился делать это разумно.
    При этом, лишний раз заметим, что ноологическое время принципиально отлично от биологического, т. к. мысль прогрессирует качественно быстрее, чем происходит сугубо биологический процесс приобретения, усложнения и закрепления инстинктов и рефлексов; ноологический отбор по продуктивности порядком выше биологического: результаты его передаются посредством общения и обучения, а через геном передаётся только общая способность индивидуума к восприятию, единократная ошибка поведения при контроле его разумом гораздо реже приводит особь к гибели, чем таковая при инстинктивном контроле. Более того, имеется возможность уразуметь, что “можно”, а что “нельзя”, и передать эту эмпирику собратьям по несчастью обладания разумом. Тем же абстрактным порядком биологическое время “скорее” геологического.
    Биосфера – продукт взаимодействия литосферы, гидросферы и атмосферы в условиях относительной энергетической неоднородности. Жизнь, являясь закономерным произвольным процессом, всегда возникает там, где это возможно, вследствие имманентного стремления поступающей в порождающие среды энергии распределиться равномерно по всему доступному (т. е. неограниченному) пространству с максимальной скоростью. Иначе говоря, в её зарождении, как и в любой «самоорганизации», всегда следует винить второй закон термодинамики, обуславливающий и ежемоментно оптимизирующий (что всегда возможно в открытой сложной системе) диссипативные процессы**. Таким образом, биосфера есть некое интегральное состояние геосферы, находящейся под необходимым, но достаточным, неравномерным энергетическим воздействием, которое она и компенсирует в той или иной степени, в зависимости от времени эволюции. Все биологические объекты и биосфера в целом находятся в состоянии, близком к динамическому равновесию. Его принципиальная недостижимость в открытой сложной системе вызвана неисчерпаемой возможностью ускорения диссипативных процессов, с одной стороны, и устойчивостью диссипативных структур, с другой. Это и делает эволюцию неотъемлимым свойством мироздания. Разум же, возникший, как гарант устойчивости биологической диссипативной структуры – вида – перенёс вектор эволюционного процесса из биосферы в ноосферу. По аналогии, ноосфера может быть представлена как интегральное состояние биосферы, которая также может быть классифицирована на три основные составляющие: органическую материю – «органосферу», биополевую сферу (биоизлучения и биоэнергетика вообще) и сферу эмоций, чувств, физических желаний и соматических рефлексов***. Очевидно, что для возникновения разумной мысли эта «почва» необходима так же, как сформировавшаяся геосфера необходима для возникновения жизни.

2. Интуитивное познание.


Интуиция позволяет нам напрямую общаться с информационным полем и получать информацию
в зависимости от контура настройки, сформированного нашим сознанием.

А. В. Мартынов


    Дальнейшее, к счастью, не сохранилось.



* - А, разбирайтесь сами.

** - Самоорганизация – сложный, часто многопороговый, процесс структуризации материи, вызываемый процессом установления термодинамического равновесия: энергия, находясь на некотором участке пространства, по отношению к другим, в значительном избытке, пассивно распространяется (диссипирует) из него в окружающие, структурируя находящуюся в этом пространстве материю таким образом, что она начинает организовываться в сложную систему, которая способна эффективнее её (энергию) проводить. Так образуются и простейшие диссипативные структуры, давно известные в физике, и так же совершенствуются социальные образования.

*** - В восточной религиозно-философской (естествознательной) литературе считается, что эмоции, чувства, желания и рефлексы субстанционно материальны в некоем пространстве, называемом «астральный план». Интересно, что современная научная парадигма не вмещает подобной иноматериальности. Однако, материальность биоизлучений, относимых в вышеупомянутой литературе к «эфирному плану», уже не вызывает сомнений с научной точки зрения.



Сайт создан в системе uCoz